Зимняя тема

12 незабываемых маршрутов по центральной Европе

Подписчики: 8
12 незабываемых маршрутов по центральной Европе > Статьи >

МАРШРУТ 11 - Польша - Между крестом и короной


 Между крестом и короной
 От Вроцлава до Кракова можно легко и быстро проехать по открытой в прошлом году автостраде; правда, проезд по ней платный. Но главный недостаток этого варианта состоит в другом: автотурист практически не видит местности, мимо которой проносится «с ветерком». Наша рекомендация: выбрать более медленное шоссе, но позволяющее оценить красоты силезской земли. Мы предлагаем шоссе 94.

 Первым городом на нашем пути будет старинный Бжег (около 40 км от Вроцлава). Первое упоминание о торгово-рыбацком поселении под этим именем относится к 1235 г., а уже в 1248 г. началось строительство регулярно-распланированного города. В 1311 г. Бжег становится столицей независимого княжества, правитель которого князь Болеслав III принес присягу на верность чешскому королю. Вместе с Чехией Бжег подпадает под контроль Габсбургов, а в 1741 г. его захватывает Пруссия. 6 февраля 1945 г. город был освобожден Красной армией, а по окончании Второй мировой войны включен в состав Польши. Основными памятниками Бжега являются: замок силезских Пястов (Х1П-ХУ1 вв.), который часто называют «Силезским Вавелем» (см. следующий маршрут), готический костел Св. Миколая (1370-1417), барочный Крестовоздвиженский костел (XVIII в.), Свято-Троицкая колонна на Замковой площади (1731), ратуша (Х1У-ХУ1 вв.), Пястовская гимназия (основана в 1569 г.), Одранские ворота (1595-1596), несколько каменных зданий Х1У-ХУП вв., Старые казармы (1781-1782), водонапорная башня (1877), здание суда (1898-1903), виллы Лёббеке и Нойгебауэра (обе - конец XIX в.).

 Примерно в 50 км от Бжега расположен воеводский центр, стотысячный Ополе. Впервые это город упоминается «Баварским географом» в 845 г. Полтора века спустя Мешко I присоединил город к созданному им Польскому царству. Чуть больше столетия за Ополе спорили польские и чешские монархи, пока в XII в. город не был признан наследственной вотчиной польской династии Пястов. В 1220 г. Казимир I начинает строительство княжеского замка, а через два десятка лет Ополе сильно пострадало от нашествия монгольской рати. Весь незащищенный стенами посад был сожжен. В конце XIII в. польские князья становятся ленниками чешского короля Вацлава II. В 1532 г. умер Ян II Добрый, последний князь из династии Пястов, а за шесть лет до этого Ополе, вместе со всей Верхней Силезией, оказался в составе Габсбургской монархии. С короткими перерывами Габсбурги владели городом, который переименовали в Оппельн, до 1741 г., когда он был захвачен Пруссией. Проведенный в 1921 г. плебисцит оставил город в составе Германии. Во время Второй мировой войны немцы провозгласили Оппельн городом-крепостью. После ожесточенных боев Красная армия освободила правобережную часть Ополе 24 января 1945 г. На левом берегу немецкие войска удерживались до марта. По окончании войны Ополе вновь стал польским городом (после 610 лет пребывания в составе Священной Римской империи и объединенной Германии). Наиболее импозантной достопримечательностью города является кафедральный Крестовоздвиженский собор. Он основан в 1254 г. на месте более древней приходской церкви. Его 73-метровые башни построены в 1899 г. Другой значительный памятник - Францисканская (или Свято-Троицкая) церковь. Она основана в 1309 г.; перестраивалась в XVIII и XX вв. В этой церкви находятся гробницы силезских Пястов. Старейшая польская святыня - костёл Божьей Матери Скорбящей и Святого Войцеха. Он существует с X в.


Вид кафедрального собора. Открытка начала XX в.

 Считается, что он возведен на том месте, где проповедовал этот святой. Современное здание построено в середине XIX в. Костёл Св. Алексея основал в 1421 г. польский князь Ян I Кропидло. Барочная церковь Св. Себастьяна построена в 1680-1696 гг. Старейшим памятником гражданской архитектуры в городе является Башня Пястов, последний остаток построенного в XIII - начале XIV в. княжеского замка. Интерес представляют фасады бюргерских домов, выходящие на площадь Главного рынка. Туристам рекомендуется посетить «Опольскую Венецию», район старого русла Одры в центре города. Среди городских музеев выделяются: Епархиальный, Опольской Силезии, Опольской деревни.

 В Ополе надо оставить шоссе 94 и повернуть на восток, на Люблинец (около 45 км), промышленный и культурный центр северной части Силезского воеводства. Город возник как торговый центр на пути от Вроцлава до Кракова. Основал его в 1272 г. князь Владыслав Опольчик. Городские права Люблинцу предоставлены в 1300 г., но почти сразу же город оказался под властью Чехии. С XIV в. город стал центром Люблинецкого повята, одного из крупнейших в Опольском княжестве. В начале XV в. Владыслав Ягелло отвоевал Люблинец. В 1665 г. в местном замке короткое время находилась икона Ясногурской Богоматери, которую спасали от шведского нашествия. С 1742 г. город находился в составе Пруссии (немецкое название города - Люблиниц). Во время общесилезского референдума 1921 г. 53 % жителей высказалось за сохранение города в составе Германии, но после III Силезского восстания страны Антанты решили передать Люблинец Польше. С 1922 г. город был включен в автономное Силезское воеводство. Старейшим архитектурным памятником города является замок. Его начали строить еще в XIII в., а в XVIII в. замок был капитально перестроен. До 1975 г. он использовался как психиатрическая лечебница. После реставрации в замке открылась гостиница. Остальные памятники, кроме каменных зданий на Главной и Малой Рыночных площадях, относятся к культовым; старейшими из них являются костёл Св. Миколая (Х1У-ХУШ вв.), Крестовоздвиженский костёл (XVI в.; перестроен в 1842 г.), Мариинский костёл (1754). На Любецкой горке воздвигнута Богородицкая часовня. В Люблинце почитается память Эдиты Штайн (1891-1902), или святомученицы Терезы Бенедикты с Крестом, католической активистки, погибшей в Освенциме. В ее честь в городе освящена церковь и открыт мемориальный музей. На Малой Рыночной площади поставлен память мученице.


 Где остановиться

 Желающие остановиться в Люблинце могут воспользоваться четырехзвездочным отелем «гатек», а также трехзвездочными стырской истории, Королевские покои (1644-1714), часовню Св Антония Падуанского, укрепления. Из многочисленных скульптурных памятников, воздвигнутых на территории монастыря отметим появившиеся в последние десятилетия памятник кардиналу Стефану Вышиньскому (1901-1981), долгие годы возглавлявшему сопротивления поляков коммунистическому режиму, и папе Иоанну Павлу II. Паломничества в монастырь предпринимаются с XV в. Самый большой поток паломников наблюдается ко дню Успения Богоматери (15 августа).

 К светским достопримечательностям самой Ченстоховы относится улица с историческими каменными особняками, которая называется аллея Пресвятой Девы Марии, улица Семи особняков с застройкой XIX в., ратуша (XIX в.), Старая Рыночная площадь, необарочный дворец Хантке, который начали строить для коммерсанта Бернарда Людвика Хантке (1826-1900), основателя местного литейного завода. В Подъясногурских парках работает Музей истории добычи железных руд в Силезии.


 Где остановиться

 Из Ченстоховы выезжаем по автодороге Е-75 на юг, в направлении Севежа (около 40 км). В этом маленьком городке находится одна из старейших святынь Силезии: романская церковь Св. Иоанна Крестителя (XII в.). Городские права Севеж получил в 1125 г. Окрестности городка стали местом нескольких сражений. В 1289 г. Владыслав Локетек разбил войска силезских князей в борьбе за краковский престол. Три года спустя польские войска потерпели поражение от чешского войска Вацлава II. В самом конце 1443 г. Круковский епископ выкупил князей вместе с построенным в XIV в. замком, развалины которого сохранились до наших дней. В 1486 г. образовалось Севежское княжество. В это время Севеж был заметным промышленным центром: в XIII-XIV столетиях в окрестностях города добывали серебро и свинец, в XV-XVI1I вв. на базе местной руды развилась обработка железа. После Венского конгресса город оказался в границах Царства Польского и в 1870 гг. утратил городские права, восстановленные в 1962 г.

 Продолжим путь по шоссе Е-75: через 18 км въезжаем в город Бендзин, историческую столицу Домбровского горнопромышленного бассейна. Уже в IX в. на месте возведенного позднее замка существовало укрепленное славянское городище. Оно находилось на торговом пути из Кракова в Силезию и быстро превратилось в город. В 1358 г. Бендзин получил городские права. Тогда же его обнесли каменными стенами. Наибольший расцвет города приходится на XVI в. В 1807 г. город был включен в Варшавское княжество, а потом - в Царство Польское. К достопримечательностям города относятся: замок XIV в., приходский Свято-Троицкий костёл (XIV в.), кладбищенский костёл Св. Томаса Кентерберийского (XVIII в.), синагога в классическом стиле.

 Надо сказать, что из Севежа существует и другой, не менее интересный путь в Краков. Он идет по экологически более чистым районам, причем движение по местным дорогам куда менее интенсивное, чем по основному пути. Итак, отправившись из Севежа на восток по шоссе 78, через 15 км попадаем в Заверче; еще 8 км на юго-восток по дороге 791 - Огродзенец, поворот на Пилицу (И км на восток). Оттуда шоссе 794 ведет через Бобром (около 14 км), Скалу (около 23 км), Ойцув (около 5 км в сторону), Кожкев (8 км), Краков (17 км). В Огродзенце можно посмотреть руины крупного замка XIII-XVI вв. Последние владельцы оставили замок в 1810 г., и крепость постепенно пришла в упадок. Кое-какие восстановительные работы проведены в 1959-1973 гг. В Пилице находится дворец в стиле итальянского Ренессанса, построенный в XVII в. по заказу освенцимского каштеляна Войчеха Падневского. Однако следует иметь в виду, что «замок» в Пилице - частное владение. Последняя часть пути проходит вдоль Ойцувского национального парка с удивительно красивыми скалами и горными долинами. Севернее Скалы расположен находящийся в прекрасном состоянии королевский замок Пескова-Скала. Его построил в XIV в. Казимир Великий, а двести лет спустя замок перешел к роду Шафранек; новые хозяева придали замку ренессансный характер. Название Ойцув будто бы дал сторожевому замку тот же Казимир Великий. В этих краях будто бы прятался его отец Владыслав Локетек в годы соперничества с чешскими королями за Краков. Туристам даже показывают пещеру, в которой, согласно легенде, скрывался Локетек. В наши дни от замка осталось немного: фрагменты стен да проезжая башня. В чуть лучшем состоянии находился замок в Кожкеве, но в последние годы его реконструировали и превратили в стильный отель.

 Непосредственно за Себежем начинается пятимиллионная агломерация промышленных городов Силезии. Так как эти города застроены в основном современными зданиями, мегаполис можно объехать по северной окружной дороге до Гливиц. При желании можно посетить Сосновец, получивший городские права только в 1902 г., хотя первое упоминание деревень на его месте относится к 1123 г. В Сосновце можно осмотреть Селецкий замок (начало XV в.; реставрирован после пожара в середине XIX в.), дворцы Дитла и Шёна (оба - конец XIX в.), кафедральный собор Успения Девы Марии, костёл Пресвятого Сердца Господня, евангелический костёл и православную церковь во имя Веры, Надежды и Любови. Мы минуем Бытом и Забже, лишенные особо древних памятников, и остановимся в Гливице. Двухсоттысячный Гливице (нем. Гляйвиц) впервые упомянут под 1276 г. Восемнадцать лет спустя городок становится столицей мелкого княжества, а в 1335 г. отходит к чешской короне. В 1526 пришли Габсбурги; они переименовали город в Гляйвиц. В середине XVIII в. город перешел к Пруссии, а затем вошел в состав объединенной Германии. Строительство каменных крепостных стен началось в 1431 г. К нашим дням сохранилось всего две сотни метров стены да остатки двух проездных башен. Средневековый город был почти полностью уничтожен пожаром 1601 г. Самым значительным памятником старины в городе является замок Пястов (XIV в., перестроен в XIV - XV вв.). В 1561 г. новый владелец Фридрих фон Цеттниц расширил замок, внеся в готическую архитектуру ренессансные элементы.


Местные сыры на любой вкус!

 После Второй мировой войны замок был капитально отремонтирован, и сейчас в нем находится отделение Гливицкого музея. Одно из старейших сакральных сооружений - Крестовоздвиженский костёл. Его деревянное здание возвели около 1500 г. Каменный костёл 1623 г. сгорел и был восстановлен к 1683 г., причем одним из спонсоров строительства был король Ян III Собеский. В XX в. храм подвергся реставрации. Другой старинный храм - Всехсвятский костёл, построенный в XV в. на месте более ранней деревянной церкви. Костёл не раз реставрировался. В XIX в. построены кафедральный собор Свв. апостолов Петра и Павла (1896-1900) и гарнизонный костёл Св. Варвары (1856-1859). Существующее здание ратуши возведено в XV в. Интересны архитектурные ансамбли Рыночной, Краковской и Пястовской площадей. Привлекают внимание туристов некоторые постройки последних столетий: водонапорная башня, воеводский Административный суд, Главный почтамт, отель «Диамант» (1895), вилла промышленника Оскара Царо (ее теперь занимает главное здание городского музея), здания химического факультета Силезского политехнического института - «Червона хемия» (1906-1907; арх. Георг Кучора) и «Шара хемия» (1911). Город Гливице (Гляйвиц) навсегда вошел в историю. Здесь в ночь с 31 августа на 1 сентября 1939 г. гитлеровцы устроили провокацию: отряд переодетых в польскую форму нацистов захватил Гливицкую радиостанцию, что послужило одним из формальных поводов к началу военных действий, быстро переросших во Вторую мировую войну. Сейчас на Гливицкой радиостанции устроен музей.

 В 12 км юго-восточнее Гливице находится Худув, знаменитый своим замком, который построил в 1530-е гг. на месте старинной деревянной крепости родовитый шляхтич Ян Гералтовский. Замок обвалился в 1875 г.; с 2001 г. ведется его реставрация.

 В 2004 г. отстроена заново восточная башня, где в настоящее время расположен историко-археологический музей. Кроме замка в местечке есть приходский костёл Пресвятой Девы Марии Королевы Ангелов.

 Следующий город на нашем маршруте - Катовице. Проще всего добраться до него через Гливице (около 20 км), но можно и через Миколув. Около 1580 г. кузнец Анджей Богуцки заложил «загородное сельцо Катовице», которое с 1742 г. оказалось в пределах Пруссии. В конце XVIII в. началось строительство шахт и литейных заводиков. Тем не менее городские права Катовице получил только в 1865 г. Незадолго до этого (1858 г.) был освящен первый каменный храм города: костёл Воскресения Господня. Застройка города велась в Х1Х-ХХ вв. После 1880 г. в Катовицах появилось много зданий архитектуры. Катовицы даже стали называть «малым Парижем». Уникальной застройкой тех лет характеризуются районы Никишовице и Гишовице. В сакральной архитектуре заметны кафедральный собор Христуса Круля (Царя Христа), самая большая базилика в стране, примыкающая к монастырю францисканцев, и Марьяцкий костёл. Привлекает внимание архитектура дворца Гольдштейнов и дворца в Заленжу. Необходимо упомянуть деревянный костёл Св. Михаила Архангела в городском районе Брынув (XVI в.). Интерес представляют два памятника. Первый из них украсил город в 1967 г. Он установлен в честь силезских повстанцев. Его авторы, скульптор Густав Земла и архитектор Войчех Заблоцки, создали самый большой монумент в стране. Памятник маршалу Юзефу Пилсудскому изваял скульптор Антун Аугустинчич в 1937-1939 гг. Но началась война, памятник пришлось припрятать; не был Пилсудский и героем послевоенного сорокалетия. Статую установили только в 1991 г.


 Где остановиться

 Город Тыхы находится в 20 км от Катовиц (по шоссе 86). Впервые он упоминается под 1467 г. Первый, еще деревянный, костёл построен около 1500 г. С 1526 г. принадлежал австрийским Габсбургам, с 1742 г. - Пруссии, а потом - Германской империи. В 1919 г. на современной окраине Тыхы (Папроцаны) началось 1-е Силезское восстание. В 1922 г. отошел к Польше. Основными памятниками города являются: приходский костёл Св. Марии Магдалины (1744-1782; 1906-1907), дворцовый комплекс на ул. Краковской (ХУШ-Х1Х вв.), здания на Главной Рыночной площади, пивзавод на ул. Миколовской (ХУШ-Х1Х вв.), комплекс пивоваренных заводов на ул. Броварной (ХУШ-Х1Х вв.), евангелический костёл в стиле модерн.

 В нескольких километрах от Освенцима шоссе 44 приводит нас на территорию Малопольского воеводства. Освенцим (64 км от Кракова) - первый город этого воеводства на нашем пути. Он расположен на р. Солее, притоке Вислы.

Ворота в бывший концлагерь Освенцим



На территории Освенцима

 В настоящее время город получил всемирную известность из-за близости к нацистскому лагерю смерти Аушвиц - Биркенау (Аушвиц - немецкое название Освенцима). Этот чудовищный комбинат смерти был возведен в 1940 г. Несколько позже, в 1941 г., был открыт концлагерь в Бжезинке (Биркенау) в 3,5 км от Аушвица. Потом появился третий лагерь в Моновицах, выросли несколько подсобных лагерных пунктов. За годы существования лагеря смерти в нем погибло около 1,5 млн человек: евреев, цыган, поляков, русских - всего людей 28 национальностей. Около 90 % погибших составляли евреи. Место мучений многих сотен тысяч невинных людей включено ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Сегодня в бывшем концлагере устроен государственный музей, посещать который не рекомендуется детям до 14 лет. В самом Освенциме стоит посетить замок, два готических костёла, синагогу и осмотреть отреставрированную Рыночную площадь. Замок над Солой построен в XIII в., но от тех времен остались кое-где лишь фундаменты. Всё остальное уничтожил пожар 1503 г. В дальнейшем замок не раз перестраивался. В нем не раз бывали польские монархи. В наши дни в замке открыт историко-этнографический музей.

 В 15 км от Освенцима, у г. Затор, следует свернуть направо, на шоссе 28, которое приведет примерно через 15 км в Вадовице, родной город римского понтифика Иоанна Павла II (Кароля Войтылы). Здесь сохраняется отчий дом польского папы. В базилике Введения во храм Пресвятой Девы Марии, что на Рыночной площади (конец XVIII в.), мальчик был крещен. В ближайшем кафе-кондитерской подают пирожные («кремувки»), которые в детстве обожал Кароль. На расстоянии 20 км от Вадовице, все по тому же шоссе, расположен город Суха-Бескидзка. Здесь в 1554-1558 гг. построил замок в ренессансном стиле выходец из Флоренции, золотых дел мастер Каспар Кастильоне. В следующем столетии замком владела семья Коморовских, при которых замок расстроился и стал еще великолепнее; его даже называли «малым Вавелем». Несмотря на позднейшие перестройки, замок сохранил ренессансный облик. Часть его помещений отдана под музей, другая - под отель и ресторан. Замок окружает английский парк с Домиком садовода. В самом городе действует «Римская корчма», построенная в XVIII в. Чуть севернее города, в Зембжице, от шоссе 28 отходит на восток дорога 956. По ней, через Сулковице, можно доехать до шоссе 52 (около 25 км); здесь следует свернуть налево и проехать около 9 км до Кальварии-Зебжидовской, излюбленного места для паломничеств. Здесь находится великолепный комплекс костёла и монастыря ордена бернардинцев. Строительство этого комплекса осуществлено благодаря поддержке краковского воеводы Миколая Зебжидовского. Именно он построил в 1600 г. часовню Распятия Господня и пригласил для ее опеки бернардинских монахов. Воевода щедро спонсировал создание Крестного пути (по иерусалимскому образцу). Комплекс Кальварии, состоящий из 42 объектов, возник в 1-й половине XVII в. Маленькие костёлы и часовни в стиле барокко соответствуют станциям Крестного пути. Тогда же на крутом склоне построены Святые ступени (Градусы), на каждой из которых помещены реликвии, привезенные со Святой земли. Так возникли кальварийские страстные дорожки. В Страстную неделю в окрестностях монастыря проводится величественная мистерия Страстей Господних. Самая важная святыня Кальварии - базилика Богоматери Ангельской (в монастырском комплексе). В храме находится икона Богоматери Кальварийской, которая считается чудотворной. Масштабными торжествами отмечен и день Успения Богоматери. В свои молодые годы Кароль Войтыла любил посещать Кальварию.

 От Кальварии до Кракова всего 35 км (по шоссе 953 и 44). По пути можно заехать в Ланцкорону (около 4 км от Кальварии), чтобы полюбоваться деревянной застройкой Х1Х-ХХ вв.


Кальвария-Зебжидовска. Монастырский комплекс

 
 ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

 «Королева Польши»


 Так назвал в 1656 г. польский король Ян II Казимир чудотворный образ Пресветлой Девы Марии, вручая свою державу покровительству Богоматери. Икона эта хранится вот уже шестьсот лет с лишком в соборе Павлинского монастыря на Ясной горе в городе Ченстохове. Согласно легенде икона написана евангелистом Лукой в Иерусалиме на кедровой доске от стола, принадлежавшего Св. Семейству. Когда в 66 г. римляне вторглись в пределы Иудеи, верующие укрыли от них образ в Пеле. В 326 г. библейские земли посетила императрица Елена. В числе прочих реликвий она увезла с собой в Константинополь и этот образ. Дальнейшая его судьба скрывается во мраке времен. Отсутствие каких-либо данных о судьбе иконы послужило искусствоведам основанием для появления гипотезы о позднем происхождении образа, который специалисты датируют ІХ-Х вв. Достоверно известно, что в конце XIII в. его привез на Русь галицко-волынский князь Лев Данилович. Почитаемую икону князь поместил в Белзском замке. Там она пребывала около века. Но вот случилось так, что замок осадили татары. Опольский князь Владыслав, которому тогда принадлежал Белз, прибег к помощи Богородицы. Он приказал вынести икону на крепостную стену. И почти сразу драгоценную реликвию пробила татарская стрела. До сих пор на иконе заметны следы крови. Но тут на лагерь осаждающих опустилась такая густая мгла, что они посчитали за благо снять осаду и отступить. А Небесная Заступница будто бы повелела князю перенести образ в монастырь на Ясной горе. Другое предание утверждает, что князь вез икону в Ополе, но под Ченстоховой кони заупрямились и не хотели сдвинуться с места, пока с повозки не сняли икону. Так гласят легенды. Историки же утверждают, что икона давно находилась во владении паулинских монахов и прибыла вместе с ними в Ченстохову в 1382 г. Там чудотворному образу пришлось перенести еще одно тяжелое испытание. В 1430 г. в монастырь ворвались разбойники. Они награбили полный воз монастырского добра, но когда пришло время отправляться, лошади ни за что не хотели идти. В сердцах один из грабителей швырнул драгоценную икону оземь, а другой проткнул светлый лик мечом. В тот же миг первого святотатца разорвало в куски, а у другого разбойника отвалилась рука, он упал на землю и умер в страшных судорогах. Их же сотоварищи были поражены слепотой. От перенесенных испытаний лик Богородицы потемнел. С тех пор икону называют Черной Мадонной. Святотатство обычно приписывают чешским гуситам, однако польский средневековый историк Длугош свидетельствует, что злое дело совершила шайка профессиональных грабителей, руководимых польскими шляхтичами. Икона была настолько повреждена, что реставраторы фактически написали в 1434 г. новый образ, в . котором не осталось «ничего греческого».Самыми славными в истории Ясногурского монастыря стали последние месяцы 1655 г. Тогда шведская армия, разлившаяся подобно вешней воде по польской земле (недаром это нашествие в польской истории обрело образное название «Потоп»), подступила к Ченстохове. 18 ноября началась осада монастыря, хотя обитель не имела никакого военного значения. Несколько приступов были безуспешными, и в конце декабря шведы сняли осаду. Монастырь выстоял, и это подняло дух польского воинства по всей стране. Молва разносила радостное известие: враги (между прочим - протестанты) отступили перед спокойным ликом Пресвятой Девы. На самом-то деле обожаемой иконы в монастыре не было: ее задолго до приближения шведов вывезли в Мохув (под Глогувкем). Действительной причиной ухода оккупантов было известие о подходе сильного отряда польского ополчения под командованием Кшиштофа Жегоцкого. Именно с этой осады началось освобождение Польши. Слава о чудесной иконе, спасшей католическую землю от еретиков, дошла до Рима, и папа Климент XI приказал увенчать чудотворный образ папской короной. Обряд коронации совершился 8 сентября 1717 г.,что только увеличило популярность Ясногурской иконы среди верующих. А в 1770-1772 гг. Ясногурский монастырь снова защищался от окруживших его врагов. В его стенах засел отряд польских конфедератов, взбунтовавшихся против Станислава Августа Понятовского, последнего польского короля. Монарх призвал на помощь русскую армию, и только тогда осажденные сдались. Однако Ясна Гура и Черная Мадонна упрочили своё значение в качестве символов сопротивления чужеземцам. В Польше паломничество к чудотворному образу Девы Марии стало долгом каждого истинного католика. Последние этапы пути положено проходить пешком. Жители городков и сел, по которым проходят паломники, очень благосклонно относятся к странникам: в частности, им предоставляют бесплатный ночлег и вечернюю трапезу. На последней по времени церемонии обета польской нации своей Охранительнице, которую совершал 26 августа 1956 г. кардинал Ст. Вышиньски, присутствовало свыше миллиона верующих.

 Кстати, когда в 1813 г. преследовавшие Наполеона русские войска вошли, командиру соединения генералу Сакену настоятель монастыря и братия вручили список с иконы Ясногурской Богоматери. Список был помещен в Казанский собор в Санкт-Петербурге, а после революции остался на хранении в Государственном музее истории Религии. Копия «Польской королевы», чудотворная икона «Царица Карпат», находится в Гошевском монастыре Св. Василия Великого.
Помощь   Правила   О сайте   Платные услуги   Реклама   Поиск
...