Зимняя тема

12 незабываемых маршрутов по центральной Европе

Подписчики: 8
12 незабываемых маршрутов по центральной Европе > Статьи >

МАРШРУТ 2 - Венгрия - По венгерским степям


 По венгерским степям

 В каком-нибудь получасе езды (по шоссе 11) к северу от Будапешта начинается живописный дунайский остров Сентендре. То же имя носит и небольшой городок, полностью сохранивший спокойную атмосферу XVIII в. Более двух тысяч лет назад здесь жили племена кельтов и иллирийцев. Во II в. н.э. на Дунай пришли римляне. На месте нынешнего города они построили военный лагерь Улцисия Кастра, ставший важным центром Дунайской оборонительной линии. В раннехристианские времена город переименовали в честь св. апостола Андрея. В середине XIII в. Сентендре был разрушен татаро-монгольскими полчищами. Возрождение города началось век спустя, после перенесения королевской столицы в Буду. С конца XIV в. Сентендре постоянно принимает славянских переселенцев из завоеванных турками балканских земель. Большинство их составляли сербы («рацы»).

 Осмотр города рекомендуем начать с его главной площади, где находится греко-католическая Благовещенская (или Греческая) церковь, построенная в 1752 г. Андрашем Майерхоффером. Напротив церкви купеческой общиной установлен крест в память избавления города от чумы (1763). Согласно преданию, под памятником захоронены вниз головой горожане, умершие от чумы. Рекомендуем посетить в Сентендре: музей марципана (Dumtsa Jenф u.12), кондитерский музей Добоша (Bogdвnyi u.2), музей художников Кароя Ференци (Fф ter 6) и Маргит Ковач (Vastagh Gyфrgy u.l), одной из самых интересных современных мастеров керамики, Художественную мельницу (Bogdвnyi u.32), сканзен (Sztaravodai и.), Музей сербского православного искусства (Pвtriarkв и.5). Можно просто побродить по тихим улочкам Ослиного холма (Szamar domb), многие из которых облюбовали для работы местные и приезжие художники.


Марципановая модель здания венгерского парламента. Музей марципана в Сентендре

 Близ Сентендре можно на пароме переправиться на левый берег Дуная и посетить город Вац, епископскую резиденцию, каковая располагается здесь со времен короля Иштвана. Сохранившийся епископский дворец построен при епископе Криштофе Мигацци. Человек этот был очень богат. Именно про него родилась поговорка: «Богат словно епископ из Ваца». Годовой доход К. Мигацци в два раза превышал поступления в казну венского архиепископа. Часть епископских сокровищ экспонируется в доминиканском храме верхнего города («Церковь белых», называемая так по цвету монашеских одеяний ордена) на площади 15 марта. Роспись внутренних помещений дворца Мигацци доверил одному из лучших имперских художников той поры, Ф.А. Маульберчу. При перестройке «Церкви белых» в середине XVIII в. были обнаружены мумии, расписные гробы и прочие погребальные реликвии. Они собраны в музее-склепе «Мементо мори», находящемся при церкви. Кафедральный собор Ваца также построен на средства Мигацци архитектором Исидором Каневале (1761-1777). Кроме того, в Ваце есть францисканская церковь, перестроенная из старого собора, и церковь ордена пиаристов (1725-1745). На месте семи часовен, символизировавших Семь скорбей Девы Марии, выстроено барочное здание «Семь часовен». Город интересен монументальными зданиями, возведенными в эпоху барокко, а также просторными площадями, обрамленными памятниками. Из гражданских строений историческую ценность имеют т.н. Каменные ворота, построенные как Триумфальная арка к визиту императрицы Марии-Терезии (1764; И. Каневале). Необычна городская ратуша с куполом и башнями без шпилей. Набережную Ваца называют самой красивой в излучине Дуная.

 Познакомившись с Вацем, вернемся на правый берег Дуная. Наш путь лежит в Вишеград. Город впервые упомянут в исторических документах под 1002 г. Главная достопримечательность этого смотрящего в Дунай города - руины крепости XIII в.

 Внушительным останцем былого могущества выглядит башня Соломона, построенная в 1258 г. Это пятиэтажное сооружение с основанием в форме ромба и высотой в 31 м. В башне в 1462-1474 гг. томился в заключении валашский воевода Влад Цепеш, более известный как князь Дракула. Правда, легендарного кровопийцу король Матьяш отправил в темницу отнюдь не за его злодеяния. Королю донесли, что воевода готовит заговор, чтобы попытаться захватить престол. Много сказаний сложено о тюремном быте Дракулы. Воевода ловил тюремных мышей и издевался над ними. Эти развлечения всегда кончались печально: узник либо сажал грызунов на кол, либо скручивал им шеи. Он будто бы влюбился в королевскую дочку, и она ему ответила взаимностью. На поверку всё оказывается гораздо проще: Влад был женат то ли на сестре, то ли на кузине короля Матьяша, и содержали его - вместе с женой - в достаточно комфортабельных условиях. Соломонова башня вообще-то считалась местом привилегированным. Туда помещали только знатных узников. Так, за несколько лет до Дракулы в башню заключили Сигизмунда Люксембургского, будущего императора Священной Римской империи. Башня принцу так понравилась, что он решил поселиться в ней и после выхода на свободу, для чего приказал благоустроить ее. Во время турецкого нашествия в XVI в. башня сильно пострадала, а ее южная часть была полностью разрушена. После изгнания турок башня долгое время пустовала. Восстановительные работы начались только в 1871 г. В 1916 г. крышу башни перекрыли железобетонной плитой; в 1950 г. башня горела; реконструкция продолжалась до 1964 г. С начала XIV в. к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия, и ее первый представитель, король Карой Роберт I, перенес в 1325 г. в Вишеград столицу страны. Строительство дворца началось несколько раньше. Король надеялся обрести безопасное убежище, но уже в 1330 г. сокольничий Фелициан Зах попытался убить Кароя Роберта. Покушение удалось предотвратить, а злоумышленника отправили в темницу. Строительство дворца продолжили короли Лайош I Великий и Матьяш Корвин. Во дворце было около 350 комнат. Он поражал современников красотой и не имел себе равных в Европе. После турецкого завоевания дворец пришел в упадок и постепенно разрушался. Раскопки дворца начались только в 1934 г. Восстановительные работы продолжаются по сей день. В восстановленной части открыт музей короля Матьяша. В 1335 г. в королевском дворце произошло важное событие: король Карой Роберт подписал со своими соседями, королем Чехии Яном и польским королем Казимиром, соглашение об организации торгового пути в обход Вены. Мы можем считать этот договор предшественником заключенного в конце XX в. соглашения о торговом, культурном и туристическом сотрудничестве между странами «Вишеградской четверки». Отметим еще холм Щибрик, названный в честь одного из полковников венгерского полководца Ференца Ракоци. На этом холме в III в. н.э. был построен римский военный лагерь, вмещавший до 300 воинов. Отсюда первоначально и управляли Вишеградом. Именно на Шибрике находилась темница, в которой в 1081-1083 гг. содержался король Соломон (а вовсе не в названной его именем крепостной башне, возведенной гораздо позднее).


 Где остановиться

 Отметим, что Вишеград является не только важным историческим памятником; здесь можно прекрасно отдохнуть в бассейне с природной термальной водой, имеющей температуру 39 °С. Рядом с природным источником находится отель.

 Отправившись из Вишеграда на запад по шоссе 11, можно очень скоро, минуя Пилишмарот, добраться до Эстергома. Марот известен легендой, рассказывающей о том, что именно в этом местечке преследуемый турками Михай Добози заколол свою супругу, чтобы она не досталась врагам, а сам погиб в неравной схватке. Если приближаться к Эстергому с востока, то минутах в десяти от города, на вершине скалы, высится огромный крест, который называют Лихорадочным (Хидеглелёш). Этот крест установили около двухсот лет назад, дабы «научать проплывающих по Дунаю благочестию». В народе же считают, что крест излечивает от лихорадки. Город Эстергом основан в 973 г. Он был первой столицей венгерского государства, почему его и называют «колыбелью Венгрии». А еще в Эстергоме был крещен первый венгерский король. Около трех столетий Эстергом был столицей Венгрии, а потом стал (и остается) церковным центром государства. Здесь, на вершине Замковой горы, находится самый большой венгерский собор, известный также как «мудрая базилика». Высота храма достигает 100 м, а внутренний диаметр купола - 33,5 м. В храме находится самая большая алтарная картина в мире: «Вознесение Девы Марии» кисти М. Григолетти, взявшего за основу аналогичный тициановский сюжет. Собор строили в 1822-1856 гг. П. Кюнель, Я. Пак и Иожеф Хильд. Еще до полного окончания строительства собор был освящен. Музыкальной частью церемонии освящения руководил Ференц Лист. В южной части собора сохранилась мраморная капелла епископа Тамаша Бакоца, построенная итальянскими мастерами в начале XVI в. Часовня раньше находилась на другом месте, но в 1823 г. ее разобрали на 1600 частей и пристроили к зданию собора. Тем не менее часовню считают самым ценным ренессансным памятником на территории Венгрии.

 В нижней части собора находится усыпальница эстергомских епископов. В 1991 г. в ней захоронили усопшего кардинала Йожефа Миндсенти, примаса Венгрии. Могила известного борца с тоталитарным режимом стала местом паломничества католиков, и не только венгерских. В сокровищнице собора хранится изготовленная в Меце из горного хрусталя модель Голгофы (870 г.). Там же хранятся коронационный крест XIII в., покрытый золотом, инкрустированный драгоценными камнями и жемчугом, а также готический кубок короля Матьяша, изготовленный из чистого золота и весящий около 7 кг. Выдающимся образцом романской и раннеготической архитектуры считается королевская крепостная часовня XII в. В интерьере сохранились росписи Никколо ди Томмазо (около 1350 г.) и круглые витражи («розетки»).


Эстергом. Кафедральный собор

 За пределами часовни находится Паноптикум венгерских королей. У северной башни крепостной стены поставлен памятник королю Иштвану Святому работы скульптора Миклоша Мелокко. В одном из залов крепостного музея можно увидеть макет «Великолепных врат» кафедрального собора XII в. В зале, который считают кабинетом Яноша Витеза, сохранились фрески XV в., изображающие четыре добродетели.

 Побывав в Эстергоме, нельзя не посетить Христианский музей, основанный в 1875 г. Яношем Шимором, примасом Венгрии. Здесь собраны артефакты, найденные при археологических раскопках, венгерская и западноевропейская живопись, а также декоративное искусство. К числу самых старых экспонатов музея принадлежит алтарь «Голгофа», написанный художником Тамашем Каложвари в 1427 г. Музей соседствует с резиденцией венгерского примаса-архиепископа. Площадь, где он расположен, названа именем кардинала Миндсенти.

 Из других архитектурных ансамблей города вызывает интерес площадь Сечени, окруженная домами ХУШ-Х1Х вв. Архитектурный облик площади определяет здание мэрии (1773), в прошлом - дом генерала Вака Боттьяна, участника борьбы за независимость под предводительством Ракоци. Интересен и Дом-музей поэта Михая Бабича, в котором часто собирались ведущие венгерские литераторы начала прошлого века. Отметим, что в Эстергоме чтят память первой королевской четы: в мае проводится фестиваль «Дни Гизеллы», а в августе торжественно отмечается День святого Иштвана.

 Из Эстергома мы рекомендуем направиться на юго-запад, М1, а далее, минуя Дьёр, на Мошонмадьяровар. Советуем не пропустить по пути левый поворот на Мошонсентмиклош, возле которого на берегу речки Рабца расположен Лебень. Здесь сохранились остатки римских укреплений, но главной достопримечательностью селения является строгая трехнефная готическая базилика Св. Якаба, возведенная в XIII в. Расположенный на берегу Мошонского Дуная Мошонмадьяровар сравнительно молодое городское образование. Этот город с 32-тысячным населением образован в 1939 г. из двух соседних городков - Мошона и Овара. Однако местность эта может похвастаться почти двух-тысячелетней историей. Где-то здесь находился военный лагерь XIV римского легиона. Мошон в XI в. был заметным торговым центром, но после того, как городские укрепления были разрушены в 1271 г. воинами чешского короля Отокара, местные власти перебрались в соседний Овар, где были выстроены крепость и двухэтажный замок, разрушенные в 1527 г. турецкими завоевателями.

 Позднее замок начали перестраивать по планам итальянских военных инженеров, но завершению работ помешало восстание Ракоци (1703-1711), после подавления которого крепость потеряла стратегическое значение и все военные материалы были увезены в г. Пожонь (Братиславу). Замок перешел во владение города, и в нем устроили тюрьму.



 В начале XIX в. князь Альберт Казимир фон Заксен-Тешен, супруг Марии-Кристины, любимой дочери императрицы Марии-Терезии, организовал в замке частный сельскохозяйственный институт, для чего был надстроен верхний этаж. Правовым наследником этого института ныне является факультет сельского хозяйства и продуктов питания Западно-Венгерского университета, расположенный в городе. Центр старого Овара заключен между двумя улицами: Главной (бывшей Немецкой) и Венгерской. На Венгерской улице располагается приходская церковь Св. Готтарда (1777; арх. Ференц Шельмейер), перед которой в 1993 г. поставлена статуя св. Ласло. В крипте этой церкви захоронен Фридрих фон Габсбург, последний принц венгерской ветви династии. На Главной улице сохранился двухэтажный дворец Габсбургов; его легко узнать по мемориальной доске, повествующей о том, что с балкона этого здания выступал в 1848 г. Лайош Кошут. Напротив дворца высится один из интереснейших барочных памятников города: св. Яну Непомуку, созданный скульптором Кароем Хугенштайном в 1744 г. в память коронации Марии-Терезии. На той же улице интересны дома паломников (№14; 1560 г.), со следами барочного декора, Челлеев, реконструированный в 1977-1978 гг., и ратуши (№11), перестроенный в 1892 г. На месте ратуши находилось в прошлом здание комитатского управления, в котором в 1805 г. останавливался Наполеон. На площади, куда выходит Главная улица, привлекает внимание здание городского суда, а напротив расположены здание почты и скромная кладбищенская церковь. В глубине оварского кладбища сохранились могилы советских воинов, погибших в боях за город в 1945 г. Наиболее примечательным зданием Мошона является приходская кирха Св. Яна Непомука, возведенная в XVIII в. и перестроенная в начале прошлого века. В 2000 г. перед кирхой поставлена статуя короля Иштвана Святого. В Мошоне (ул. Короля Иштвана Святого, 123) родился известный венгерский скрипач и педагог Карой Флеш (1873-1944). Центр Мошона застроен в XIX в. домами зажиточных горожан.


 Где остановиться

 В Мошонмадьяроваре с 1966 г. круглогодично работает термальная купальня, рядом с которой построен лечебный центр и <<термаль отель», в котором можно хорошо отдохнуть от долгой Дороги:

 Мошонмадьяроварская лечебная вода применяется как для купальных процедур, так и для ингаляции, а также ее можно пить. Купанье рекомендуется при воспалительных заболеваниях костной системы и суставов, а также при посттравматическом лечении; ингаляции назначаются для лечения хронических заболеваний дыхательных органов. Питьевые курсы показаны при хронических проблемах системы пищеварения, заболеваниях щитовидной железы и начальной стадии склероза сосудов.

 Рядом с Мошонмадьяроваром находится прекрасное место для отдыха: система русловых дунайских островов Сигеткёз. Заповедная, почти нетронутая природа, многочисленные водные протоки, отличные места для купаний и лодочных переходов, рыбалка, спортивные и игровые площадки - всё это предлагается любителям отдыха на вольном воздухе. На островах оборудовано несколько кемпингов и мотелей. Мы укажем два из них:

 Всего в 30 км от Мошонмадьяровара находится Братислава, куда можно выбраться на однодневную экскурсию. О Братиславе мы расскажем в главе о Словакии. В дальнейший путь по Венгрии, до Дьёра (а это всего 40 км), рекомендуем отправиться не по автостраде, а по шоссе 1. Там путешественник получит больше возможностей ознакомиться с природой Придунайской равнины, ее растительным и животным миром. Исторических достопримечательностей, правда, на этой дороге нет.

 Дьёр - важнейший культурный и промышленный центр северо-запада Венгрии. Он известен с римских времен. Крепость (каструм) Аррабона была ключевой в линии обороны имперской границы. Впоследствии крепость Дьёра использовалась для защиты от турецких войск. С образованием венгерского государства Дьёр стал центром епископства. Построенный на холме Капталан епископский замок является самым старым и самым значитель-нь1м архитектурным памятником города. Четырехэтажную жилую башню, входящую в замковый ансамбль, начали строить в 1250 г., но основная ее часть создана во времена барокко. С юга к башне примыкает часовня XV в. Епископский дворец также выстроен в эпоху барокко. Напротив Епископского замка расположена старинная базилика, заложенная во 2-й половине XII в. и неоднократно перестраивавшаяся. Современное здание создано в барочном стиле, фасад - в стиле классицизма (1823); отделка интерьера выполнена в ХУП-ХУШ вв. Фрески главного нефа создал Антон Маульберч (1772-1781). В интерьере следует обратить внимание на готическую капеллу Хедервари (XV в.). Важнейшим историческим памятником является часовня Св. Ласло, в которой хранится национальная реликвия: позолоченная герма (изображение) короля Ласло, выполненная по случаю его коронации. Герму привезли в собор в 1606 г., спасая от турок. Среди других культовых строений примечательны: барочная Кармелитская церковь (1713-1725; Мартон Витвер), примыкающая к монастырю того же ордена, и церковь Св. Игнатия (XVII в.) с росписями Пауля Трогера (1744-1747). От крепостных стен, построенных в 1564-1575 гг. под руководством итальянца П. Ферабоско, сохранились только фрагменты, в том числе башня Сфорца. Среди старинных гражданских построек привлекают внимание отреставрированные дом Розалии (ул. Казинци, 21), монументальный дом на пл. Сечени, некогда принадлежавший иезуитам, аптека-музей (1654), также основанная иезуитами, дворец Зичи (ул. Ф. Листа, 20), бывший дом францисканского ордена (ул. Ф. Листа, 13), здание бывшего городского приюта (1735) на ул. Ф. Ракоци, дворец Эстерхази (Королевская ул., 17), в котором размещается городская картинная галерея, дом Апатур, бывшее владение бенедиктинцев (1741; пл. Сечени, 5). В трапезной дома Апатур в 1809 г. был устроен бал в честь Наполеона, однако сам император не принял приглашения и на бал не явился. Теперь в здании разместился исторический музей им. Яноша Ксантуса. Флюгер на доме с колодцем, что стоит на площади Дуна-капу, хранит легенду времен недолгого пребывания турок в Дьёре. Захватчики пустили слух, что христиане только тогда смогут отвоевать замок, когда запоет железный петух. В 1598 г. к Дьёру подошли венгерские войска, которыми командовали Миклош Палффи и Адольф Шварценберг.


Ночной Дьёр

 Венгры взорвали крепостные ворота Фехервари, и один из солдат, встав возле дома с флюгером, затрубил в горн. Турки посчитали, что это запел железный петух и настало время сдать город.

 Из городских музеев автотуристу, ограниченному временем, рекомендуем посетить Церковный музей в старом здании духовной семинарии на холме Капталан, музей скульптора Миклоша Боршоша (1906-1993), музей керамических фигурок Маргит Ковач (1902-1977) на ул. Апаца и лапидарий (собрание римских плит с надписями) в башне Сфорца.

 Из Дьёра через поселок Пер, где расположен аэродром, направляемся в Кишбер, где находится известный конный завод, гордящийся богатой полуторавековой историей, и Мор, центр исторического винодельческого района. Виноделием здесь занимались уже во времена римлян. Одно из старейших венгерских вин, изготовляемых в этом районе, «Мори Эзерьо», было когда-то очень популярно в нашей стране. В городке сохранились церковь Св. Креста (или Венгерская), возведенная еще в Средневековье и перестроенная в 1889-1892 гг., и Капуцинская (Немецкая) церковь. К памятникам архитектуры XVIII в. относятся дворцы Ланцоша и Ламберга.

 На магистральную дорогу Е-71 мы попадаем возле города Секешфехервара, древней Альба Регии, то есть «Королевского Белого города», как он был назван венгерским ханом Гезой при основании (970 г.). Именно здесь в 1000 г. римский папа Сильвестр II короновал первого венгерского короля Вайка, получившего имя Иштвана (Стефана). Чуть позже Иштван дал разрешение городу принимать паломников, шедших в Палестину. Здесь Иштван был похоронен в 1038 г., а в Секешфехерваре более 500 лет совершались коронации венгерских королей. Последним был коронован в 1526 г. Януш II. Здесь же впервые, еще в Средневековье, собрался венгерский парламент, один из первых в Европе. Несмотря на богатую историю, подлинно древних зданий в городе нет. Большая часть строений появилась в течение 1740-1840 гг. Из культовых зданий отметим остатки романской базилики Св. Иштвана (начало XI в.), часовню Св. Анны (1470), перестроенную в стиле барокко, кафедральный собор (1759-1768) с фресками Йохана Цимбала и алтарной росписью Винценца Фишера, церковь Пресвятой Богородицы (1745-1751, арх. М. Грабнер) с росписями Маульберча (1767) на сводах, Цистерцианскую церковь (1745-1755), монастырь францисканцев, в котором размещен Епархиальный музей, иезуитская обитель, где теперь находится музей св. короля Иштвана. Заметные гражданские здания представлены ратушей, домом Буденцов, домом кукол, городской картинной галереей, памятником Державы перед ратушей, домом Областного совета (1807-1812, Я. Тегль и М. Поллак), галереей «Пеликан», где в позапрошлом веке находился одноименный трактир, в котором в 1842-1843 гг. выступал Шандор Петёфи, картинной галереей им. Иштвана Чока, аптекой-музеем «Черный орел», Музейной улицей рацев (сербов), собственноручно построенным замком скульптора и художника Ёнё Бори (1879-1959) на горе Ёрег. Это поразительное сооружение, возводимое скульптором в одиночку в течение 36 лет, называют также «Замком Вечной Любви», поскольку Бори посвятил его своей избраннице. В 1980-е годы внуки скульптора начали реставрацию замка.

 Дальнейший путь ведет нас по магистрали М7 к озеру Балатон, на южном берегу которого находится город-курорт Шиофок. Памятников давней истории в городе нет. Однако достойны внимания здания, построенные интересным архитектором XX в. Имре Маковцем. Великолепными скульптурами украсил улицы и площади города Имре Варга, уроженец Шиофока. Не стоит забывать, что здесь родился Имре Кальман, и в любое время года вы услышите на улицах города популярные мелодии из его оперетт. В соседствующем с портом парке установлен памятник паровому судоходству. В Шиофоке сохранились виллы нескольких крупных венгерских писателей: Ф. Каринти, М. Йокаи, Д. Круди. В родном доме И. Кальмана организован мемориальный музей, в котором хранится пианино композитора. Поблизости находится Минералогический музей, обладающий самой большой в Венгрии коллекцией образцов горных пород и минералов. Достойна внимания приходская церковь Шиофока с настенными росписями и многоцветными витражами. Церковь расположена на главной улице города. Интересно и здание новой евангелистской церкви в парке Оулу, построенной из финского дерева.


 Где остановиться

 Провести ночь можно в гостиницах «Азур» (Hotel Azur 4*), «Панорама» (Panorama Hotel 4*; есть крытая парковка), «Золотой берег» (Aranypart 3*; бесплатная парковка напротив здания) или «Хунгест отель клуб Шиофок» (Hunguest Hotel Club Siofok 3*; есть автостоянка). Все отели, кроме первого, расположены на самом берегу Балатона.

 Отдохнув в Шиофоке, можно расстаться с Балатоном и отправиться по шоссе 7 в Надьканижу. Город возник как крепость на турецкой границе. Сама крепость не раз разрушалась, и теперь о ней напоминает только памятник (1996) в виде крепостных ворот, перед которыми стоит бюст одного из капитанов крепости Дьёрдя Тури. На главной улице города открыт музей в честь бесстрашного воина. Самый значительный памятник города - «Дом с железным человеком» («Вашэмбер»), перестроенный из старого барочного здания. Дом назван по украшающей его фигуре рыцаря в доспехах. Раньше это здание принадлежало фирме, торговавшей металлическими изделиями. На ул. Ади находится францисканская церковь, памятник архитектуры барокко (1702-1714). На площади Эржебет можно полюбоваться турецким фонтаном, хотя это сооружение - всего лишь копия. Оригинал фонтана хранится в музее. На площади Эётвёш сооружен памятник 17-му меридиану, проходящему через город. Рядом с Надьканижей проходит граница с Хорватией.

 Дальше путь наш лежит на восток, в город Капошвар, построенный на месте взорванной в начале XVIII в. крепости Капош. Пожалуй, старейшим архитектурным памятником города является Богородичная церковь (1737-1744), перестроенная в конце XIX в. в неоготическом стиле. В 1993 г. она получила статут кафедрального собора. Церковь находится на площади Кошута, на которой воздвигнут памятник национальному герою. В начале XX в. в городе появилось несколько зданий эклектичной архитектуры. Таковы здания мэрии (1903) и «Дороття». В стиле модерн выстроен театр им. Чики (1911). За рекой Капош, на горе Рома, находится вилла, где жил и творил знаменитый художник Йожеф Риппл-Ронаи (1861-1927). В молодости будущий художник служил помощником аптекаря в аптеке «Золотой лев» (1774; сохранилась). Там он написал портрет молодой дамы в вечернем платье, благодаря которому смог поступить в Мюнхенскую академию художеств. Музей Риппла-Ронаи открыт в бывшем здании областной администрации (1832). Среди новейших памятников города - монумент Имре Надю (1896-1958), бывшему премьер-министру Венгрии, уроженцу Капошвара. Памятник сооружен на У- Чоконаи в 1996 г. (скульптор И. Пауликович).

 Еще чуть-чуть на юго-восток - и мы в Пече, городе, возникшем 2000 лет назад как римское поселение Сопиане у южного подножия горы Мишины. От времен ранних христиан остались двухэтажный мавзолей с монограммой Иисуса Христа, фресками и остатками трех саркофагов, остатки часовен и могил IV в. Скорее всего, часовни использовались и в более поздние времена. Христианские древности Печа в 2000 г. включены ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. С 1009 г. город становится епископской резиденцией. Постепенно в Пече появляются монашеские ордена: сначала бенедектинцы, позднее - доминиканцы и францисканцы. Епископ Варфоломей основал в Пече орден Св. Павла. В 1367 г. повелением короля Лайоша I Великого в Пече был организован первый в Венгрии университет. В начале XVI в. Печ захватили турки; их правление в Венгрии продолжалось около полутора веков. После изгнания захватчиков город застраивался в стиле барокко. В середине XIX в. началось промышленное развитие Печа: открылись получившие впоследствии европейскую известность завод шампанских вин «Литтке» и керамический завод «Жолнаи» (1852). В 1920 г. в Печ из Братиславы был переведен Елизаветинский университет. В 1956 г. город украсил бронзовый памятник Яношу Хуньяди (скульптор П. Пацаи). К 1970 г. возникла Музейная улица, и город приобрел современный вид. На пл. Сечени, бывшей Базарной, где теперь проводятся многолюдные празднества и фестивали, сохранился самый значительный памятник турецкого зодчества в стране: мечеть паши Гази Касима (XVI в.), которую путешественник XVII в. Эвлия Челеби назвал «эффектной и красивой».

 В наши дни здесь действует католическая церковь Бельварош, ставшая любимым местом брачных церемоний горожан. На площади также находятся ратуша, «Дом слонов», археологический отдел музея им. Яна Паннония, средневекового епископа-стихотворца, Печская галерея (в подвале гимназии им. Лайоша Великого). Покрытые эозиновой эмалью бычьи головы на колодезной колонке установлены в 1912 г. в память о Вилмоше Жолнаи. Выставка керамики с эозиновым покрытием, изобретенным Жолнаи, открыта в самом старом жилом доме Печа (ул. Капталан, 2). На той же улице размещены художественные коллекции музея им. Яна Паннония. На Домской площади возвышается епископский кафедральный собор. Его нижняя церковь построена в XI в. и является старейшей в Венгрии. Нынешнее здание собора Свв. Петра и Павла, имеющего с 1993 г. ранг базилики, возведено в 1882-1891 гг. (арх. Фридрих фон Шмидт). Интерьер собора расписан венгерскими (Карой Лотц, Берталан Секей) и немецкими (Мориц фон Бекерат, Карл Андреа) художниками. В часовне Тела Христова сохранилась ниша алтаря епископа Сатмари - восхитительное создание ренессансных мастеров. На западной стороне Домской площади находится здание епископского дворца, на восточной, на месте крепостной стены - здание архива, построенное в стиле псевдоклассицизма и позднего барокко. Главный вход в епископский замок с XV в. защищен приземистой круглой башней (барбаканом). В Новое время перед барбаканом был разбит сад, в котором сооружен памятник Яну Паннонию. На балконе дворца поставлена статуя Ференца Листа. Из других городских достопримечательностей отметим мечеть паши Хасана Яковали (XVI в.) на пл. Корхаз, старинную Арапскую аптеку (ул. Апаца, 1), пешеходную улицу Кирай с домом семьи Вашвари, кондитерской «Сафлиш», основанной в 1789 г., и барочным зданием бывшего лицея. Здание Национального театра построено в самом конце XIX в. За пределами Старого города, вдоль Будайской дороги, на месте захоронения семьи Жолнаи сооружен фамильный мавзолей.


 Где остановиться

 Город располагает 26 гостиницами. Автотуристам, рассчитывающим на более дорогой отель, можно предложить «Millenium 4*» (Kaivaria u.58). Дешевле трехзвездочные «Arkadia» (Hunyadi Janos u.l) и «Palatinus» (Kiraly u.5). К эконом-классу относится отель «Aranyhajo Fogado 3*» (Kiraly u.3). Укажем, наконец, «Mini Motel» (Koczian Sandor u.2).

 К востоку от Печа, на широкой пойменной равнине, стоит город Мохач, получивший печальную известность в истории венгерской нации. К югу от Мохача 29 августа 1526 г. король Лайош II вывел свою рать на битву с турками. Сражение закончилось разгромом венгерской армии, половина личного состава которой погибла. Поэт Карой Кишфалуди назвал эту битву «могилой величия венгров».


Карнавальный ряженый во время праздника

 Сам король утонул в речке Челе. На месте сражения открыт исторический музей, в ворота которого вбито 28 000 заклепок -по числу погибших мадьярских воинов. В 400-летнюю годовщину битвы заложили мемориальную «Церковь обета» (арх. Аладар и Бертолац Аркаи), освященную в 1942 г. Мохач всегда был многонациональным городом: здесь жили венгры и хорваты, сербы и немцы. В музее им. Доротти Канижаи (ул. Варошхаз, 1) работает постоянная выставка, рассказывающая о быте, занятиях и культуре славянских народов области Баранья. От Мохача дорога ведет на север, в Сексард. Этот город основали еще римляне как пограничную крепость Алиска. Археологи обнаружили при раскопках немало раннехристианских культовых объектов. Король Бела I основал в Сексарде бенедектинское аббатство; руины церкви в византийском стиле и монастыря находятся во дворе здания областной администрации (1828-1833) на пл. Белы. В центре Старого города стоит католический храм (1805), освященный в честь св. Ласло, покровителя города. В здании современного Дома искусств, построенном в мавританском стиле в 1897 г., прежде находилась синагога. Интересен местный музей медовых пряников, свечей и конфет (ул. Мункачи, 8а). На площади Гараи установлена статуя Яноша Гараи, уроженца города и создателя популярного образа вояки-фантазера Яноша Харри. Памятником отмечен и Другой знаменитый уроженец Сексарда - поэт Михай Бабич (1883-1941). От Сексарда можно по магистральной дороге отправиться в Будапешт. Мы предлагаем другой путь.

  Повернем на юго-восток, и вскоре мы окажемся в придунайском городке Бая, имеющем богатое историческое прошлое.

 Сердцем города является уникальная площадь Сентхаромшаг, обставленная домами в стиле барокко и ложного ренессанса. Эта покрытая базальтовой брусчаткой площадь до сих пор используется кинематографистами при съемках исторических сюжетов. Байя, как и Сексард, многонациональна. Здесь можно встретить памятки о многих народах, населявших Придунайскую равнину. Среди культовых памятников сохранились Францисканская и Петропавловская церкви, а также сербский храм на ул. М. Танчича. В Байе родились несколько исторических личностей: Иштван Тюрр, генерал гарибальдийцев и один из строителей Коринфского канала, Лазар Месарош, легендарный полководец революционной войны 1848-1849 гг., путешественник Андраш Йелки, памятник которому (автор Ференц Меддеши) является символом города.

 Продолжим свой путь на восток, в пограничный с Сербией город Сегед, лежащий при слиянии рек Тисы и Мароша. Иногда венгры называют Сегед «солнечным городом», потому что продолжительность солнечного сияния здесь составляет более 2100 часов в год (это почти равно аналогичному показателю для Ялты и немногим уступает Одессе). История этого древнего города полна легенд. Так, одна из них гласит, что на территории города находится полная сокровищ могила великого гуннского вождя Аттилы, останки которого покоятся в трех золотых гробах. Могилу упорно ищут охотники за сокровищами, но пока их поиски не дали результата. Страшный ущерб Сегеду нанесло наводнение 12 марта 1879 г.: из 5000 домов уцелело только 265. Так что почти все городские здания либо реконструированы, либо построены заново. В католическом центре, Нижнем городе, интересны францисканский монастырь XVII в. и церковь Девы Марии Снежной. В храме особым почтением пользуется образ Черной Мадонны (1740), цель многих прибывающих издалека паломников. Интересна также церковь Обета, или Вотивная церковь, эклектичной архитектуры.

 Этот обширный храм, вмещающий более 5000 прихожан, построен в 1913-1930 гг. (авторы проекта - Фридьеш Шулек, проектант Рыбацкого бастиона в Будапеште, и Эрнё Фоерк). В храме установлен один из самых больших в Венгрии органов. Освящение храма в качестве кафедрального собора Сегеда состоялось 24 октября 1930 г. Главный соборный колокол весит 8,6 т. Интересно, что обновление собора еще продолжается. Так, купол собора был расписан фресками в 2000 г. художником Ласло Патаем. Рядом с собором находится Национальный мемориальный зал (автор Бела

 Рерих), представляющий собой религиозно-университетский комплекс, вмещающий под своей крышей сотню скульптур. Центром мещанского Сегеда считаются ул. Карас и пл. Сечени. Городская мэрия (1883; арх. Ёдёнь Лехнер и Дьюла Партош) считается шедевром европейского модерна, как и дворец Реек (1907, Эдде Мадьяр). В 1883 г. в городе выстроен Национальный театр (арх. Хельмер и Фельннер). Сегедская синагога (1903), занимающая целый квартал, является одной из самых больших и самых красивых в мире. В Сегеде установлено около 500 скульптур деятелей национальной истории и культуры. Богатейшая музейная коллекция, собранная историком Ференцем Мором, размещена во Дворце культуры. Она включает в себя археологические артефакты и предметы народного быта и народной культуры. Восстановленная крепость также используется как выставочный зал. На берегу Тисы установлен монумент в честь исторической победы футбольной сборной Венгрии в Лондоне, на стадионе «Уэмбли», над англичанами в 1953 г.


 Где остановиться

 Бюджетное жильё предоставляют «Hotel Bella» (Kossuth Lajos sugarut), «Collage Dorm» (Hunter Street), «Familia Pension». Среди более дорогих гостиниц: «Hotel Tisza», «Hotel Royal», «Hotel Dom», «Hotel Soleil». Сочетание отдыха и лечения может предоставить отель «Хунгуест Отель Форраш»:


 Где поесть

 Гостиницы, как правило, обеспечивают своих гостей питанием. Для тех же, кто пожелает отведать блюда традиционной венгерской рыбной кухни, укажем три ресторана: «Roosevelt Teri Halaszcsarna», «Kisk6r6ssy Halaszcsarna» и «Fehertoi Halaszcsarna».

 От Сегеда до Будапешта всего 160 км. Их можно проехать без остановки, но мы все-таки рекомендуем посетить «город музеев» Кечкемет, находящийся в 86 км от столицы. В городе работают музей игрушек, музей наивного искусства, музей фотографии, мастерские по производству эмали и керамики, выставка, рассказывающая о производстве венгерской фруктовой водки (при заводе по производству этого алкоголя), дом природы (при дирекции Кишкуншагского национального парка), коллекция часов в музее реформатской епархии «Радаи», музей им. Йожефа Катоны, где хранятся сокровища аварских князей. Главная площадь Кечкемета считается одной из красивейших в стране. В городе сохранилось несколько старинных церквей разных концессий: францисканская, реформатская, пиаристская, евангелистская, православная.

 Так называемая Большая церковь выстроена в стиле позднего барокко (1774-1779; арх. Гашпар Ошвальд; башня высотой в 73 м - 1863 г.); церковь освящена в честь Воздвижения Честного Креста Господня. Удачно вписались в городской ансамбль здания в стиле модерн: городская мэрия, Парадный дворец на ул. Ракоци (1902; арх. Геза Маркус), Реформатская гимназия и юридическая академия. В Парадном, а правильнее «Раскрашенном», дворце с 1983 г. размещается картинная галерея. Колокола на мэрии вызванивают мелодию, обработанную композитором Золтаном Кодаи (1882-1967), уроженцем Кечкемета.

 
 ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

 Святой Иштван и его корона


 Иштван, первый король Венгрии, происходил из династии Арпадов, основателем которой являлся хан Арпад (умер в 907 г.). Под его руководством произошло т. н. «Обретение родины», когда венгры поселились на ныне занимаемой ими территории. Иштван родился около 975 г. и сначала носил языческое имя Вайк. В 997 г. умер князь Геза, отец Иштвана. В соответствии с давней традицией верховная власть перешла к старшему в роду: Коппаню, племяннику Гезы. За отказ от княжеской власти Коппань получил огромные земельные наделы. Он не удовлетворился этим и поднял восстание против Иштвана. Бунт окончился для него трагически: Коппань был убит в сражении, а тело его четвертовали и прибили над ворс-тами четырех венгерских замков. После этого Иштван объявил себя королем и принял от легата римского папы Сильвестра II знаки королевского достоинства. Произошло это в 1000 г. Прежде всего Иштван I занялся созданием государственных и религиозных структур. Он обратился к папе с просьбой открыть в Эстергоме архиепископство. Просьба была удовлетворена, и с тех пор эстергомский архиепископ стал примасом Венгрии.'Заботясь о прочности христианской религии в стране и о просвещении ее жителей, король пригласил католических монахов, щедро наделив монастыри землями. Благо было из чего: две трети исконных родовых земель было конфисковано в пользу короля, ставшего крупнейшим землевладельцем Венгрии. Своей резиденцией Иштван объявил г. Альба Регию (Секешфехервар). Он уничтожил племенное деление венгров, ввел королевские судебно-административные округа (комитаты), заложил основы судебного законодательства, покончив с пережитками родоплеменного строя. Высшим органом управления государством стал основанный Иштваном Королевский совет. Венгерский король был женат на баварской герцогине Гизелле, верной помощнице во всех его начинаниях. У монаршей четы родились два сына. Один из них умер еще в младенческом возрасте. Наследника, Имре, обучал венецианский епископ Геллерт. Король собственноручно написал для сына «Наставления», в которых на основе личного опыта перечислял все качества и действия, необходимые для управления страной. Однако и здесь Иштвана поджидало несчастье: в 1031 г. наследник неожиданно погиб на охоте. Король очень тяжело переживал смерть сына. К тому же стало сдавать и собственное здоровье. Именно в это время Вазул, один из двоюродных братьев короля, организовал покушение на Иштвана. Заговор был раскрыт, и король жестоко расправился с его участниками. Сам Вазул был ослеплен, лишен слуха и выслан за пределы Венгрии. Вместе с ним отправились в изгнание его сыновья. У Иштвана больше не осталось кровных родственников. Он умер 15 августа 1038 г., оставив королевство на сына своей сестры от венецианского дожа. В 1083 г. католическая церковь канонизовала св. Иштвана.

 Интересна история венгерской королевской короны. Она состоит из двух самостоятельных частей. Верхняя выполнена в виде шлема из двух тонких золотых пластин, покрытых гравировкой. Именно ею короновали Иштвана Святого. Нижнюю корону подарил королю Гезе I византийский император Михаил Дука, признавая венгра равным себе государем. В начале XII в. обе короны были соединены. Новую регалию увенчал шестиконечный крест. По бокам короны появились золотые цепи с рубиновыми подвесками. В 1301 г. чешский король Вацлав II увез корону в Прагу, а потом передал ее баварскому принцу Отто, который, как предполагают, потерял корону где-то в болотах. Ее нашли много позже, причем сильно погнутую. В 1739 г. корона св. Иштвана оказалась у австрийского императора и хранилась в венском Хофбурге. В 1780 г. по случаю вступления на венгерский престол Иосифа II корону передали в королевскую сокровищницу. Во время революции 1848 г. корону св. Иштвана вывезли из Будапешта на территорию, ныне входящую в состав Румынии, откуда ее снова перевезли в Вену. Последний раз корона использовалась по своему назначению в 1916 г., при коронации на венгерский престол императора Карла. В 1944 г. корону вывезли из Будапешта, к которому приближались советские войска, в США. Только в 1978 г. американцы вернули корону в Венгрию. Впрочем, существуют серьезные сомнения в подлинности этой реликвии, по меньшей мере - старейшей ее части. Как полагают некоторые специалисты, подлинную корону, подаренную папой Сильвестром II, еще в 1045 г. отправили в Рим. О дальнейшем ее местонахождении ничего не известно.
Помощь   Правила   О сайте   Платные услуги   Реклама   Поиск
...